Рассказ «Гриша» и его загадки:
К вопросу об интерпретации поведения персонажей
Старообрядец как олицетворение недостатков русского народа
Русский языковед А.А. Потебня в работе «Из записок по теории словесности» писал: «Поэзия есть преобразование мысли... посредством конкретного образа, выраженного в слове, иначе: она есть создание сравнительно обширного значения при помощи единичного сложного (в отличие от слова) ограниченного словесного образа (знака)»[1]. Эта мысль развита в работе «Мысль и язык»: «Как в слове, так и в художественном произведении есть те же самые “стихии”: содержание (или идея), соответствующее чувственному образу или развитому из него понятию; внутренняя форма, образ, который указывает на это содержание, соответствующий представлению... и, наконец, внешняя форма, в которой объективируется художественный образ»[2]. Мысль о том, что слово не просто называет, но изображает предметы, явления, идеи, обосновывал также филолог и литературовед П.Н. Сакулин. Согласно ему, морфологические признаки стиля следует искать в композиции произведения, семантике поэтической речи, тематике и эйдологии (то есть в образах). Мировоззрение писателя непосредственно отражается на создании художественного образа. Жизненная характерность в художественном образе предстает уже как предмет оценки, в творческом синтезе с авторским отношением к ней, «то есть как часть особой, второй, художественной действительности»[3].
А.А. Потебня отмечает, что образу присуща художественная типичность (синекдохичность), когда он «становится в мысли началом ряда подобных и однородных образов». «Цель поэтических произведений этого рода, именно обобщение, достигнута, когда понимающий узнает в них знакомое: “я это знаю”, “это так”, “я видел, встречал таких”, “так на свете бывает”»[4]. Процесс типизации сопровождается эстетической оценкой, с помощью отбора наиболее, по мнению писателя, характерного. Литературный образ становится типом, когда в его индивидуальных чертах воплощены наиболее характерные признаки лиц определенной категории. Типизация, таким образом, представляет собой и обобщение, и индивидуализацию одновременно.
И авторская оценка, и отбор характеризующих персонаж свойств, заострение тех или иных его качеств определялись П.И. Мельниковым под воздействием уже сложившихся в противостарообрядческой публицистике стереотипов. Образы старообрядцев в «Пояркове» (1857) и «Грише» (1861) испытали это в полной мере. Писатель акцентирует отрицательно окрашенные качества героев (фанатизм, слепой аскетизм с презрением простых и добрых человеческих радостей, неспособность совершать добрые поступки, двуличие монахов, глупость). Именно эти качества выступают в рассказах типическими. Положительный герой-старообрядец отсутствует и появится только в дилогии «В Лесах» и «На Горах». Существенной чертой художественного освоения П.И. Мельниковым феномена старообрядчества в рассказах был отказ изображать его как опасный для стабильности государства мир.
Прежде чем приступить к анализу рассказов П.И. Мельникова (в частности, «Гриши») в филологическом аспекте, необходимо выявить основные черты этнопсихологического образа старообрядца, обозначенные и обоснованные писателем в «Отчете о современном состоянии раскола в Нижегородской губернии». Здесь П.И. Мельников сформулировал главные тезисы своей концепции «недостатков русского народа». Они получили художественное воплощение в рассказе «Гриша»[5]. Анализ и комментирование рассказа будут затруднены, если мы оставим в стороне концепцию «недостатков...».
Писатель полагал, что у русского народа есть недостатки, которые едва ли не ему одному свойственны, и они прежде всего выразились в старообрядчестве, которое придало им силу религиозных убеждений, обосновывает их как достоинства, оправдывает их богословски. Рассказ «Гриша» явился для П.И. Мельникова иллюстрацией его первых (пусть наивных) этнопсихологических наблюдений. Художественной задачей писателя было показать старообрядцев в свете постулатов «концепции недостатков».
Первый из них — склонность к бродяжничеству и самовольству. В русском человеке, якобы, живет безотчетное желание «порыскать по свету». Он любит простор и раздолье и, ходя за сохой, поет про синее море, про широкую степь. «Воля» для него не значит «свобода», это — «жилье вне дома». Русский человек, как герои «Гриши», способен внезапно сорваться с привычного места и уйти странствовать неизвестно куда. С этаким стремлением пошататься сочетается в характере русского крестьянина и стремление к воле как к «безотчетной свободе». «Бредит спросонья русский человек о той “воле”, где нет ни рекрутчины, ни подушного, ни паспортов, где никто не смеет стащить его с печки и послать на работу.., где не нужно ходить с жалобой на обидчика к начальству и выжидать целые годы конца делу...» Старообрядческое согласие странников целиком и полностью олицетворяет собой указанный «недостаток». Гриша и Ардалион («Гриша») отправляются на поиски «истинной веры» «в пустыню», убежденные: «свой кров иметь — грех незаменимый»[6].
Второй недостаток — легковерие. Русский любит и верит вздорным слухам, «и чем нелепее молва, тем сильнее он ей верит». «Народная фантазия тешится таинственностью события, и толпа не замедлит уверовать в первого пройдоху, который дерзнет принять на себя славное имя, причем никогда не будет рассуждать о сходстве возраста или наружных приметах»[7]. Поэтому неспроста, например, чиновник Поярков в одноименном рассказе отзывается о скитницах: «А уж как легковерны они, так просто на удивленье!» Далее их легковерие раскрыто и высмеяно с помощью нескольких анекдотических ситуаций, введенных в монолог Пояркова. Гриша из одноименного рассказа целиком и полностью доверяет проходимцу Ардалиону, какими бы нелепыми и фантастичными, даже богохульными ни были его рассказы и утверждения.
Следствием легковерия и стремления к «безотчетной свободе» становится третий недостаток — «склонность к возмущениям без причины». В основе народных неповиновений лежит «непонятное увлечение несбыточной небывальщиной». «Чем несбыточнее молва, тем лучше ей верится и тем скорее подает она повод к беспорядкам»[8]. Все возмущения помещичьих крестьян имеют нелепые предлоги, что П.И. Мельников показывает в «Отчете...» на ряде примеров. К моменту создания рассказов писатель откажется от художественного изображения этого «недостатка», так как он характеризует старообрядчество как силу, угрожающую стабильности государства.
Четвертый недостаток — склонность к суевериям. Простой русский народ верит в скорое светопреставление, в «последние времена» (это словосочетание будет часто употребляться в дилогии П.И. Мельникова, его использует и Ардалион в «Грише») и всякую мелочь считает предзнаменованием скорого конца мира. Все старообрядчество вообще держится на суеверии. Картина современного мира, обрисованная Ардалионом в диалоге с Гришей, зиждется на суеверных представлениях: «Благодать взята на небо, и стадо избранных верных христовых рабов мелеет день ото дня. Да, чадо, вселенная стала пуста, нет в ней больше истинного благочестия. [...] Вера истинная в пещерах, в вертепах, в пропастях земных. Теперь все в мире растлено прелестью антихриста, — и земля, нечестием людей на тридцать сажен оскверненная, вопиет к Богу, просит попалить ее огнем и очистить от скверны человеческой»[9].
Из числа прочих моральных недостатков П.И. Мельников отмечает пьянство, лень, разврат (в «Грише» их олицетворяют монахи Мардарий и Варлаам), что было обычным предметом изображения в произведениях о старообрядчестве не только у него.
Все указанные недостатки возведены в старообрядчестве, как указывает писатель, в ранг незыблемой религиозной доктрины. Воздействуя на слабости народа, староверие глубоко пустило корни в народный быт. «Это обстоятельство вместе с тем составляет главнейший вред, причиняемый раскольниками народной нравственности и благоустройству государственному»[10].
«Склонность к возмущениям» выражается в том, что старообрядцы, исходя из религиозных убеждений, отказываются от подчинения властям. Поповцы создают свою церковную иерархию, странники расценивают паспорта как «печати антихриста» и отказываются даже брать их в руки, в других согласиях считают царя воплотившимся антихристом. Антихристовым жалом в «Грише» называет Ардалион деньги, подлежащие уничтожению (в рассказе Гриша крадет их).
Суждения о причинах раскола не выходили в «Отчете...» за рамки традиций противостарообрядческой полемической литературы и не имели отношения к науке. П.И. Мельников выступал в «Отчете...» как ученый, когда работал над его статистической частью, но в других случаях он порой уходил в публицистику Так, например, рассматривая старообрядчество как силу, оппозиционную правительственной власти, он выстроил классификацию старообрядческих согласий. Признать ее научной нельзя, поскольку, как уже говорилось, политические взгляды и пристрастия имеют обыкновение меняться, следовательно, придется менять и классификацию.
Сюжетная канва рассказа «Гриша» такова. Преуспевающая купчиха Гусятникова приютила тринадцатилетнего мальчика-сироту по имени Гриша. «Подвизался Гриша житием строгим; в великие только праздники вкушал горячую пищу, опричь хлеба да воды ничего в рот не брал. Строгий был молчальник, праздного слова не молвил, только, бывало, его и слышно, когда распевает свои духовные псалмы...»[11]. Но подле Гриши не оказалось духовного учителя. Он возгордился собственным смирением и тяжелым подвигом, мало-помалу гордость эта подточила его душу... На всех странников, что принимала у себя в доме его хозяйка Евпраксия Михайловна, поглядывал он свысока. А приемная мать Гриши давала кров каждому, кто просил о том именем Христовым. Но в каждом пришельце открывал Гриша какой-то порок. Наконец появился достойный человек — старец Ардалион. Гриша целиком подчиняется его воле, как и следует послушнику. Старец на самом деле оказался вором с личиной подвижника-аскета. Тем не менее, увлеченный его учением, Гриша идет на кражу и бежит из дома.
Л.А. Аннинский отмечал: «Такое впечатление, что Мельников входит в староверство как в новую для себя психологическую реальность и ищет ей какое-то необычное стилевое выражение»[12] Замечания Л.А. Аннинского относятся к особенностям стилистики рассказа, за которой критик различает «странное психологическое двоение: святотатство одновременно со смирением, дикое озорство и младенческая невинность, затейный ум и фатализм: на все-де воля Божья! Сквозь узорочье старообрядческого быта, вроде бы сплошными крепостями отгородившегося от “чужих”, — такая беззащитная доверчивость на самом дне народной души!»[13] Грише явно легче бессловесно пойти за изувером, чем задуматься над его словами...
«Так это что — предсказанная Вольтером символическая встреча дурака и подлеца?
В таком случае кто ж тут ближе к первопричине? Ардалион, который, заморочив Грише голову, крадет с его помощью деньги у его хозяев? А может, источник беды — все-таки сама изначальная Гришина дурость? Само ангельское его поведение, на которое и слетаются хищники в поисках простодушных оруженосцев?»[14] Л.А. Аннинский ставит несколько вопросов подряд.
На наш взгляд, как уже говорилось, ключом к загадкам «Гриши», к странной логике поведения персонажей рассказа служит мельниковская концепция «недостатков русского народа». Каждый герой рассказа — носитель какого-либо из «недостатков». Герои «запрограммированы» и действуют по заданной схеме. Цель автора — показать, что настоящая религиозность заключается не в отчуждении от мира и людей; в то же время за этой целью скрывается другая — дискредитация старообрядчества. Рассказ опирается на идеи противостарообрядческой публицистики, транслируя их в новом, художественном качестве.
Странствующий монах в «Грише» Ардалион — и вор, и строгий подвижник-аскет. Его религиозность — проявление «склонности к бродяжничеству» концепции «недостатков...». Она, как и должно, обоснована религиозным вероучением. «Кто спасения ищет, все должен оставить — и отца и мать, и родных, от всего отрещись и бегать в пустыню, — проповедует Ардалион. — Не следует жить под одною кровлей — твоя ли она, чужая ль, все равно — беги и странствуй по земле, дондеже воззовет тя Господь»[15]. С одним из недостатков может свободно уживаться и любой другой. Но преступление становится возможным вовсе не потому, что в одном месте встретились «дурак и подлец», а потому, что писатель нарочно свел двух людей с гипертрофированными «недостатками», будто бы типичными для русского народа, и преступление — следствие их взаимодействия.
В характере Гриши более развит другой народный «недостаток» — легковерие. Поэтому учение Ардалиона, которое должно было бы насторожить его, Гриша воспринимает почти безоговорочно, и его колебания слабы и искусственны. Такой же аскет, он соглашается спеть «песню бесовскую», идет на кражу, готов на убийство еретиков. Он готов сделать любую нелепость «без думы, без рассуждения», доверяясь Ардалиону, готов принять за истину любую ложь. Гриша — олицетворенное мельниковское легковерие, он вовсе не дурак. Собственно говоря, не преступление, не совершенная кража, а именно легковерие Гриши становится причиной того, что он бежит из дома искать рай на земле. В нем проявляется еще один недостаток — психологическая склонность к бродяжничеству, к шатанию. Она существовала в характере Гриши скрытно, но никто не смог дать ей импульс к раскрытию. Для этого потребовалась богословская теория Ардалиона.
Суеверие свойственно и Грише, и Ардалиону. Один проповедует учение о «последних временах» и наступившем царстве антихриста. Напомним, что в «Отчете...» именно эту эсхатологическую теорию, возникшую в старообрядческой среде, П.И. Мельников расценивает как «суеверие». Склонный к суевериям Гриша быстро принимает учение странника, а здравые рассуждения инока Досифея отвергает.
Всякая нелепость, высказываемая Ардалионом, имеет богословское обоснование и оправдание. «Буее Божие — премудрость есть человеком», — опирается Ардалион на евангельское изречение («...немудрое Божие премудрее человеков и немощное Божие сильнее человеков»; 1 Коринф. 1, 25). Поэтому можно и в пост молоко хлебать, и убить еретика, и «гладом смерть приять» послушания ради...
«Недостатки русского народа», перечисленные в «Отчете...», последовательно отображены в «Грише» в свете религиозных постулатов. Это подтверждает мысль о том, что в рассказе П.И. Мельников следует этнопсихологическим идеям, которые разрабатывал в 1853–1854 гг. Иллюстрируя концепцию «недостатков русского народа» в «Грише», он намеренно раскрывает их в образах старообрядцев: тем самым подчеркивается важная, по его мнению, особенность старообрядчества, оправдывающего эти недостатки, служащего им «питательной средой». Кража, например, оправдывается «благой» целью «вырвать зубы» у антихриста. Пьянство и буйство иноков Мардария и Варлаама окружающие оправдывают их святым юродством. «Недостаток» объясняется богословски и возводится в достоинство, лишаясь таким образом отрицательной моральной оценки в глазах старообрядцев.
Желая показать, что изложенные в рассказе события распространяются на все старообрядчество, П.И. Мельников дает рассказу подзаголовок «Из раскольничьего быта». Однако, надуманность «недостатков...» отразилась и на поведении героев рассказа. Получился заурядный противостарообрядческий рассказ, куда были удачно вплетены красивые народные легенды, немного поднявшие «Гришу» над обычной противостарообрядческой беллетристикой. Кстати, все легенды (о старцах Кирилловых гор и др.) практически слово в слово перенесены в рассказ из другого произведения — повести «Заузольцы», которая в 1859 г. публиковалась в газете «Русский дневник».
«Праведники» и «грешники» в «Грише»
Героев «Гриши» можно условно разделить на две группы: «грешников» и «праведников». Характеры и тех, и других взяты в крайних проявлениях, выходящих за рамки обыденного, бытового; одни — однозначно положительные, другие — однозначно отрицательные.
Богатая вдова Евпраксия Михайловна «страннолюбив поревновала». «Кто ни приди к ее дому, кто ни помяни у ворот имя Христово — всякому хлеб-соль и теплый угол». Вдова Гусятникова — обычная купчиха. Она богата. В свое время она сумела без мужа поднять кожевенный завод, который стал первым в губернии. Описывая свою героиню, П.И. Мельников прибегает к излюбленной былинно-сказовой манере и акцентирует внимание на положительных чертах персонажа. «Много потаенного добра творила она, много раздала тайной милостыни и на смертном одре поднесла Господу три дара: первый дар — ночное моленье, другой дар — пост-воздержание, третий дар — любовь-добродетель».
Тринадцатилетний Гриша «подвизался житием строгим, в великие только праздники вкушал горячую пищу, опричь хлеба да воды в рот ничего не брал. Строгий был молчальник, праздного слова не молвил, только, бывало, его слышно, когда распевает свои духовные псалмы. И что ни делает, где ни ходит, все молитву Господню он шепчет». Он молится на битом стекле, носит вериги. При всем этом его аскетизм явно искусственный, надуманный. «Стоит Гриша босой на кремнях, на стеклах, как вкопанный, — лестовка из рук выпала, “Скитское покаяние” на полу валяется, давят плечи тяжелые вериги. Тихо шепчет келейник:
— Ах ты, Дуня, моя Дуня!..»
Гриша в начале рассказа — «праведник», но тот «праведник», которому предстоит пасть.
Третий «праведник» — не главный персонаж, старец Досифей, пустынник, сорок лет проживший в одиночестве. Досифей селится у Евпраксии Михайловны. «Оставшись в манатейке и в келейной камилавке, хотя и был истомлен трудным путем, непогодой, на великое ночное правило старец остановился, читает положенные по уставу молитвы. Час идет, другой, третий... Гришу сон клонит, а старец стоит на молитве!.. Заснул келейник, проснулся, к щелке тотчас - старец все еще на правиле стоит... Не видал он еще таких старцев». Досифей не ортодоксальный старообрядец, он не видит разницы, сколькими пальцами молиться, и утверждает, что все споры о вере - грех. «Все мы братья, все единого Христа исповедуем...»
Досифей, образец старообрядческого «праведника» придерживается убеждений, которые позволяют причислить его с точки зрения ортодоксального старообрядчества к «еретикам». Действительно, если посмотреть на героев, оставаясь под влиянием публицистических штампов, то положительный образ в старообрядчестве невозможен. Досифей с его мировоззрением необходим, чтобы ярче обозначить крайности во взглядах Гриши и деформацию его нравственных установок.
К «грешникам» можно отнести скитского старца Мардария. Если, сделав Досифея отшельником-одиночкой, П.И. Мельников как бы подчеркивает его исключительность в старообрядческой среде, то Мардарий - один из многих ему подобных «скитских старцев». Негативные черты характера типизируются. Авторское отношение к герою выражено в портретном окарикатуренном описании Мардария. «Был тот Мардарий старец тучный, красная рожа, плешь во весь лоб, рыжая борода, широкая, круглая, чуть не по пояс». Портрет дан несколькими штрихами, и, характеризуя персонаж, он преследует цель создать у читателя отталкивающее впечатление.
Второй «грешник» — «бродячий» старец Варлаам. Внешность его также дана короткими штрихами, и в ней опять же нет ничего притягательного. Варлаам — «здоровенный, долговязый парень лет тридцати пяти, искрасна-рыжий, с прыгающими глазками и редкой бородкой длинным клинышком». Между тем, прежде чем перейти к эпизоду с обедом, где старцы проявляют свою подлинную натуру, П.И. Мельников наделяет их эпитетами типа «святоподвижный», «подвижный», «воздержанный», «благочестивый». По определению А.Н. Веселовского, эпитет подчеркивает «какое-нибудь характерное, выдающееся качество предмета», выделяет один признак, либо «считающийся существенным в предмете, либо характеризующий его по отношению к практической цели и идеальному совершенству»[16]. С помощью эпитетов усиливается контраст между внешней, напускной благочестивостью и внутренней порочностью, которая проявляется в поступках героев. Писатель подходит к героям с обличительно-сатирической «меркой», как к чиновникам, которых он разоблачал в других рассказах. В образах старцев Варлаама и Мардария типизированы такие черты, как невежество и превратное толкование Святого Писания, наклонность к пьянству, разврату, пренебрежение монашескими обязанностями. Обобщение самых якобы существенных свойств старообрядческих иноков было проведено с игнорированием принципов полноты и многогранности, необходимых для создания убедительного художественного характера. Образы старцев (в том числе и «положительного» Досифея) шаблонны. Стремление выразить общие, свойственные старообрядцам черты шло в ущерб созданию индивидуальных свойств этих героев.
Связь религиозного вероучения и преступной деятельности показывает П.И. Мельников и в «Грише». Пружина рассказа — превращение «праведника» Гриши в «грешника», его падение. Подталкивает его к этому кажущийся «праведником» Ардалион — старец, который селится у Евпраксии Михайловны и в действительности оказывается сектантом-преступником (в противостарообрядческой публицистике было обязательным разоблачать уголовные преступления, совершаемые старообрядцами). Столкновение в рассказе «грешников» и «праведников» необходимо для более четкой расстановки акцентов цри характеристике нравственно-морального облика героев.
В рассказах П.И. Мельникова «Гриша» и «Поярков» не находит отражения его широкое знание старообрядческого быта, какое показал он в «Отчете...». Так, в главе «Быт раскольников Нижегородской губернии» писатель дает подробное описание устройства старообрядческих домов, моленных, одежды, рассказывает об особенностях воспитания, дает указания, как различать старообрядцев разных согласий по манере говорить, по обстановке и убранству в доме, по иконам, стоящим на полке. Эти описания этнографически точны и скрупулезны. В них чувствуется рука писателя (П.И. Мельников к тому времени уже опубликовал повесть «Красильниковы»), Внимание к подробностям, диалектным словам и выражениям — все это также находит место в «Отчете...», хотя канцелярская форма не требует того. Мельников-писатель взял верх над Мельниковым-чиновником.
Некоторые зарисовки из «Отчета...» могли бы вполне использоваться в рассказах, чего, как уже говорилось, не произошло. Наблюдательность П.И. Мельникова, умение подмечать мелкие детали показывает хотя бы этот отрывок из «Отчета...»: «Раскольника Нижегородской губернии можно почти безошибочно узнать по одной его наружности. У него какая-то особенная выразительность во взгляде, приемах и разговоре. Внимательно присматриваясь к разным сектаторам, по наружности можно даже различить раскольников по сектам их: последователь поповщины смотрит прямо, иногда даже откинув голову назад; принадлежащий к беспоповщине большею частию смотрит исподлобья и вид его несравненно суровее. В лице молокана заметна какая-то отвага; а принадлежащий к сектам пророчествующим обращает на себя невольное внимание бледным исхудалым лицом и тусклыми глазами, которые по временам вспыхивают каким-то диким блеском. Перед чиновниками держит себя раскольник не униженно, но всегда более или менее с чувством собственного достоинства, точно также и перед своим помещиком. Перед лицами, могущими иметь на него или на собратов его какое-либо важное влияние, он почтителен, предупредителен и угодлив, особенно если принадлежит он к секте поповщинской. В сношениях со своими единомышленниками раскольник прост, ласков, но всегда степенен; в сношениях с крестьянами православными — горд, иногда неприступен, а при случае и дерзок. Впрочем, и тут бывают видоизменения: с подающим надежду на отпадение от церкви он ласков и многоречив, с теми, которые находятся в каких-либо связях с лицами, могущими иметь на раскольников влияние, он угодлив и обязателен. Чрезвычайно редко встречается в Нижегородской губернии раскольник вялый и неповоротливый; самая лень, столь свойственная человеку русскому, в раскольнике заметна несравненно менее, чем в православных крестьянах, он и не так беззаботен, как православный, отступился он от исконного правила человека русского: “авось, небось да как-нибудь”. Оттого-то раскольники почти все деятельны, а от деятельности и зажиточнее. Тунеядцев между раскольниками почти не бывает. Но как все недостатки народа русского раскол лелеет в своих недрах и употребляет их, между прочим, как приманку в свои сети, то и от русской лени и бездействия не отказался он наотрез: есть у него много людей, живущих на чужом хлебе и ничем, кроме ханжества, пьянства да разврата не занимающихся. Сюда относятся: скитские жители, шатающиеся монахи и монахини и отчасти наставники и пр., и т. под.»[17]. В рассказах П.И. Мельникова делаются акценты именно на этих «недостатках», что обуславливает сатирический тон произведений.
А вот еще пример из «Отчета...»: писатель подчеркивает особенности речи. «Говорит раскольник всегда с некоторого рода важностью, любит он ввернуть в речь свою изречение “от Писания”, любит употребить слово или оборот церковнославянского языка. Не вошедших в совершенное и обыденное употребление слов иностранных он чуждается, и если употребляет, то с какого-то рода пренебрежением и всегда с прибавкою слов “как его что ли” и пр. т. под. Например: “взял я подряд в городе делать — как его, сквер, что ли там у них. За то грамотный или, лучше сказать, начитанный раскольник любит иногда пощеголять каким-нибудь греческим или, как он непременно говорит, “еллинским” словом. Составителю сего Отчета случалось беседовать с раскольниками, которые, желая показать свою ученость, употребляли слова не только греческие, но латинские, еврейские, сирийские, халдейские и проч.»[18].
Далее в «Отчете...» П.И. Мельников столь же скрупулезно описывает устройство старообрядческих домов, особенности одежды, пищи, икон. «Отличительные признаки, по которым можно узнать дом раскольника, следующие: у последователя поповщины икон много и наряду со старинными стоят и новые, киот или божница не занавешена, между иконами непременно медное распятие и деисус в трех иконах — изображения поясные. Если поискать хорошенько за иконами — найдется тайничок, и там кусочек антидора или скляночка с богоявленской водой. Почти всегда у последователей поповщинской секты есть икона Седмица и очень часто икона Церковь, которой у раскольников других толков никогда не бывает. У поморца-новожена и последователя Спасова согласия икон немного, но все старинные, непременно деисус в трех иконах, иногда вделанных в доску. Божница большею частью завешена, но не всегда. У вредных толков беспоповщины, как то глубокой нетовщины, Петрова крещения, филипповцев, самокрещенцев и др. божница непременно завешена, икон весьма немного, все старинные, большею же частию иконы медные, врезанные в доску, на которой нет никаких изображений. У глухой нетовщины и дрождников, кроме медных икон в доске, других почти не бывает. Непременная принадлежность самокрещенцев, филипповцев и отчасти Петрова крещения — деисус в трех иконах повыйный и непременно Иоанн Предтеча в шерсти. У закоренелых самокрещенцев главный образ — Иоанна Крестителя в шерсти, стоящего на молитве в пустыне, кругом его изображены разные звери. У всех вредных толков беспоповщины под медным распятием изображается не Бог Отец и Святый Дух, как у поповщины, поморцев и др., а Нерукотворенный Образ. У дрождников и глухой нетовгцины нередко висит лестовка не кожаная, а сшитая из холста. В домах хлыстовских нет отличия от православных, но непременно есть образ Спаса Нерукотворенного, а за образами шишечки вербы без прутьев и огарки свеч, иногда же длинная холщовая тесьма и кипарисовые или сосновые стружки. Если делать обыск, то найдутся где-нибудь длинные рубахи с особым покроем ворота, делаемым для того, чтобы спускать его с плеч во время радения»[19].
Однако, работая над «Гришей» и «Поярковым», П.И. Мельников оставил в стороне этот богатейший этнографический материал. В рассказах практически отсутствует описание скитов, старообрядческого жилья, моленных, а если оно и есть, то дано очень общими штрихами. Детали, раскрывающие таинственный мир старообрядчества, его душу, остались в «Отчете...». «Живого раскола, его духа, его современного быта, его стремлений, нравов, и главное, нравов, — мы вовсе не знаем. Мельниковский “Гриша” — это безобразие, безобразие в отношении художественном и урод по отношению к правде. “Гриша” никак не может считаться хорошим, т. е. верным очерком раскольничьего мира... Верного очерка я не знаю», — отзывался Н.С. Лесков о рассказе в статье «С людьми древлего благочестия»[20]. «Читал повесть Печерского (Мельникова) “Гриша”. Ну, скажите, что же это за мерзость — ругать раскольников и делать уродливо смешными? Экой такт!» — возмущался А.И. Герцен в письме к Н.В. Шелгунову в августе 1861 г.[21] «В мельниковском превосходном знании раскола была неприятная чиновничья насмешливость», — подытоживал Н.С. Лесков в другой своей статье — «Народники и расколоведы на службе»[22]. Мы в данном случае солидарны с мнением А.И. Герцена и Н.С. Лескова.
Были и положительные отклики.
«Санкт-Петербургские ведомости», анонимный автор: «...еще ни разу не случалось нам читать такого мастерского изображения типических лиц раскола, как в этом рассказе. Даже сам автор (Андрей Печерский) ни в одном из прежних произведений своих не выставлял так рельефно взятых им личностей.
“Гриша”, по мнению нашему, имеет еще больше значение по мысли, в нем положенной, и по заключительной сцене. Ардалион — раскольничий монах, принявший Гришу к себе в послушание, слишком едкое и слишком правдивое разоблачение ложного убеждения, и пример его непременно должен иметь отвращающее влияние на всякого, кто не дошел еще до степени фанатизма Геронтия (Гриши), а дойти до этой степени без особых обстоятельств очень мудрено. Как противоположность Ардалиону, великолепно обрисован старец Досифей, которого кроткий и примиренный со всеми образ тоже не может остаться без внимания на простое сердце и не очень пытливый ум. Словом, мы очень хотели бы видеть “Гришу” в числе книг, наиболее читаемых нашим народом»[23]. Автор отзыва ценит способность рассказа оказывать определенное влияние на умы, его публицистическое содержание. Стереотип восприятия старообрядчества, сложившийся в общественном сознании, и стереотипные образы «Гриши» не вступили в конфликт, совпали. Поэтому рассказ воспринимается как положительное, как удачное воплощение «типических лиц раскола».
Итак, для рассказов П.И. Мельникова о старообрядцах («Гриша», «Поярков», о котором несколько подробнее будет сказано дальше) характерно, в частности:
— отсутствие бытописания, пристрастие к которому проявилось в «Отчете...»;
— наличие карикатурного элемента (пьяные старцы в «Грише», некоторые персонажи в «Пояркове»);
— искусственность ситуаций и характеров, обусловленная стремлением к карикатурности, к изображению негативного как типического;
— внимание к крайним проявлениям, отнюдь не характеризующим все старообрядчество
Литературные источники образов рассказа «Гриша»
Необычное странноприимство Евпраксии Гусятниковой — явление, которое можно отнести к разряду исключительных. В книге «Виноград российский» Семена Денисова — известном мартирологе старообрядческих подвижников, упомянуты купец Иерофей и его жена Евдокия, прославившиеся странноприимством. «...Жития дивна и нрава всеизрядна, и кротости всепречудны, и милосердия всепрекрасна, двери дому своего всем отверсты имея, ближним и дальним, соседям и незнаемым, убогим и странным». Иерофей сравнивается со святым Иовом, он был сиротам «яко отец» и «подобно себе супружницу имея»[24]. Иерофей отказывается от «никоновых новин», его бросают в темницу. Следом за ним и жену. Вскоре их обоих казнят. Вместе с Иерофеем и Евдокией пострадала их работница Наталья. Странноп- риимство Гусятниковой и выспренне описанные ее добродетели — все это похоже на заимствование из житий святых, где образы не имеют индивидуальной психологии. «Виноград российский» был сборником таких житий.
Между Евдокией и Евпраксией есть некоторые точки соприкосновения: сословная принадлежность, святость жития, любовь к нищим и странникам, наконец, фонетическое сходство имен. В рассказе нет мужского образа, подобного образу Иерофея. Однако так же, как Иерофей с Евдокией имели работницу, так и Гусятникова селит у себя Гришу, который прислуживает странникам, останавливающимся у купчихи, и желает угодить в святые.
«Виноград российский» мог быть известен П.И. Мельникову — он широко был распространен среди старообрядцев в списках. Кроме того, рассказ об Иерофее и Евдокии приводится в известнейшем труде историка А.П. Щапова «Русский раскол старообрядства...», который был издан в Казани в 1859 г. и получил широкий резонанс. А.П. Щапов упоминает также о московском купце Ковурове, к которому «...иногда издалека приходили раскольнические странники-старцы, иногда в один раз человек по 20 и больше, а он принимал последователей всех сект[25]. Такова и Гусятникова, и Гриша в рассказе имеет возможность подслушивать разговоры поморцев, федосеевцев, филипповцев, бегунов... Проводя сопоставления, нужно заметить, что прямых указаний на то, что П.И. Мельников целенаправленно использовал «Виноград российский» в качестве литературного источника, нет, это только предположение.
Создавая образы некоторых старообрядцев в «Грише», П.И. Мельников предпочитает опираться на книжный материал, а не на собственные наблюдения. Поэтому становится стереотипным образ «праведницы» Гусятниковой, которая как бы продолжает линию поведения житийных странноприимцев Семена Денисова и лишена индивидуально-психологических черт. П.И. Мельников как бы считает достаточным, что если образы, подобные Гусятниковой, засвидетельствованы в старообрядческих рукописях, значит, они возможны в реальной жизни. Но этого оказывается мало для создания убедительного художественного образа.
Старообрядческая праведность входит в противоречие с подлинным образом святости. Это ведет к горьким последствиям. Гусятникова «умерла в одночасье» после кражи у нее денег. Сочетание недостатков и праведности невозможно, доказывает П.И. Мельников в «Грише», и вероучение, где «народные недостатки» возведены в ранг добродетели, несостоятельно, обречено.
Другого «праведника», Ардалиона, можно отнести к типу старообрядческих странствующих вероучителей. Историк А.П. Щапов именно в них усматривал одну из причин широкого распространения антицерковных идей. Ардалион имеет дар убеждать, воздействовуя словом на слушающих, нигде не живет постоянно. В 1855 г. архиепископ Казанский Григорий издал книгу «Истинно древняя и истинно православная Христова Церковь, изложение в отношении к глаголемому старообрядчеству», в которой дал характеристику таких странствующих вероучителей. Ардалион действует в соответствии со схемой поведения, приводимой в его книге. «Расколоучитель обыкновенно держит себя так, что простолюдин видит в нем как бы несомненно истинного христианина. Крестное знамение он всегда изображает на себе как должно и часто. Когда молится, поклоны делает внимательно, благоговейно и отнюдь не спешно. Взор его степенен, улыбка редко видна на лице его, смех — никогда. Он держит себя воздержно и несколько в отдалении от других. Все правила, обязательные для внешнего поведения православных... он везде соблюдает неопустительно. [...] Когда такой раскольнический наставник где-либо, особливо в православном доме, ночует, то обыкновенно старается вести себя всевозможно набожно... Он на все смотрит с видом сожаления, часто вздыхает и ограждает себя крестным знамением, вечером и утром долго стоит на молитве пред иконою, которая у него бывает наиболее своя. Такая наружность очень скоро может обратить на себя внимание всякого человека, еще не потерявшего расположение к благочестию»[26]. Таков же и мельниковский Ардалион. Поступь у него «тихая, степенная, осторожная», речь «сладкая». В разговорах с Гришей Ардалион «тяжко вздыхает: “Ох, суета, суета! — говорит. — Как-то за эту суету на страшном Христовом судище ответ давать?..”» У Ардалиона тоже собственные иконы, перед которыми он подолгу молится в келье. Все это увлекает Гришу настолько, что он не обращает внимания на странные распросы о деньгах Гусятниковой. А когда Ардалион раскрывает суть страннического вероучения, Гриша опять же не выказывает никаких сомнений, хотя раньше с презрением принял старца Досифея за «бегуна сопелковского». Следовательно, он знал, что должно представлять собой странническое учение Ардалиона, и тем не менее, вопреки логике, воспринял его в рассказе как нечто новое и спасительное для себя.
О том, что «расколоучители» «обольщали» людей показной святостью, пишет и А.П. Щапов в «Русском расколе старообрядства...». Он приводит слова Димитрия Ростовского, отмечавшего, что странники выбирают прежде всего именно богатые дома и, стремясь казаться благоговейными, праведными, «ничего же не хотят вкусить от предлагаемых им снедей, дондеже прельстят на зловерие жителей дому того. Не вкушают убо брашен их [...] и постятся до вечера, или чрез день и более, мало вкушающе от принесенного с собою хлеба»[27]. Так же ведет себя и Ардалион, который не берет воду из общей кадки и сам ходит за ней на реку, не принимает от Гриши пищи, пока не очистит ее долгой молитвой — сто земных поклонов. Ардалион привязан к заданной схеме. Подчиненный ей, он лишен индивидуальных особенностей, которые могли бы придать его образу большую убедительность. В нем отображены лишь типичные (якобы) общие признаки страннического «расколоучителя».
Спустя несколько лет после публикации «Гриши» А.Н. Майков, один из близких друзей П.И. Мельникова, написал по мотивам рассказа поэму «Странник», которую посвятил Ф.И. Тютчеву. За основу взята кульминационная сцена рассказа: встреча Гриши и Ардалиона. Причем последний осознает греховность своего поступка и даже немного колеблется, но дает зарок в будущем замолить кражу. Эпизод с перекрещиванием Гриши перед преступлением отсутствует. Странник имеет при себе разные отмычки, которыми открывает сундук с деньгами. Легенды о граде Китеже, о старцах Кирилловых гор А.Н. Майков воплотил в стихотворной форме.
В советском литературоведении противостарообрядческая направленность рассказа (как и некоторых эпизодов в дилогии) объяснялась антиклерикальными взглядами автора. «Гриша» использовался как доказательство «нравственной несостоятельности» скитской жизни, «откуда являлись к Гусятниковой странники-проходимцы»[28]. П.И. Мельникова выставляли как обличителя церкви — как официальной, синодской, так и старообрядческой. Рамки марксизма и его научного метода делали невозможным анализ религиозных установок писателя, исключая рассказ из контекста тогдашней религиозно-идеологической борьбы с «расколом», этнопсихологические наблюдения писателя также не принимались во внимание. Это обедняло представление о проблематике творчества П.И. Мельникова, посвященного старообрядчеству. Здесь была предпринята попытка проанализировать рассказ «Гриша», но в свете этнопсихологических воззрений П.И. Мельникова, сложившихся ко времени создания рассказа, и показать, как они отобразились в этом произведении, определив круг литературных источников, оказавших влияние на создание ключевых образов «Гриши». Ранее это оставалось за пределами внимания исследователей. Наличие параллелей с целым рядом книжных источников свидетельствует о намерении писателя ориентироваться на уже сложившиеся образцы при создании художественного характера.
Почему «Гриша» и «Поярков» — рассказы, а не сказки
В работе над «Гришей» и «Поярковым» П.И. Мельников опирался на особый принцип своей противостарообрядческой сатиры — принцип создания иллюзии достоверности описываемого.
Сатирическое произведение строится на принципе бескомпромиссного развенчивания и осмеяния отрицательных явлений[29]. Выразительные средства, используемые писателем, — дело второстепенное, необходимое лишь для классификации сатиры. Польский литературовед Богдан Дземидок выделяет два вида сатиры: гротескного характера (например, сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина, В.В. Маяковский) и реалистического плана («Губернские очерки» М.Е. Салтыкова- Щедрина, рассказы А.П. Чехова). В случае с П.И. Мельниковым мы имеем дело с сатирой реалистического плана: писатель не прибегал к гротеску, изобличая мелких чиновников, старообрядцев, порядки в стране. Следует заметить, что П.И. Мельников не был сатириком по преимуществу. Его рассказы можно определить не как сатирические, а скорее как острокритические с элементами сатиры. Сатира использует свои художественные приемы: гиперболу, гротеск, окарикатуривание, однако определяющей ее чертой является особый способ типизации — преувеличение. Вышеперечисленные приемы могут использоваться в произведениях, не относящихся к сатире. Сатирическое преувеличение (или сатирическая деформация) не обязательно выступают в форме гиперболы. Гипербола, гротеск и другие приемы служат для заострения каких-либо черт сатирического образа, его утрировки, необходимой для более резкого обличения.
Н.Г. Чернышевский в работе «Очерки гоголевского периода русской литературы» сделал замечание, что в литературе «сатирическое направление отличается от критического, как его крайность, не заботящаяся об объективности картины и допускающая утрировку»[30]. Вслед за ним, уже в советское время, Ю.Б. Борев отмечал, что сатира заостряет, утрирует и даже деформирует облик осмеиваемого явления. Главное в сатире — комедийная критика, то есть такая, которая подводит читателя к отрицанию явления через противопоставление его идеалам; критика, утверждающая идеалы[31]. Объектом сатиры как известно, может стать любое явление, не соответствующее высокому эстетическому идеалу. Сатира изобличает все, что стоит на пути его осуществления.
В противостарообрядческих рассказах П.И. Мельникова и других современных ему авторов (Ф.В. Ливанов; Н. Попов и его «Сборник из истории старообрядчества»; В. Попов, «Тайны раскольников, старообрядцев, скопцов и других сектаторов»; К.А. Попов «Раскол и его путеводители» — эта книга вышла уже после смерти П.И. Мельникова, в 1890 г., и вторым изданием, дополненным — в 1901-м) сатирическая деформация создается с помощью резкого окарикатуривания, использования ряда сатирических оппозиций, негативных авторских характеристик, шаржирования и других приемов. Борьба со старообрядчеством силой смеха потребовала обращения к комическому, на котором строится такой жанр, как анекдот, также используемый в противостарообрядческой сатире.
В широком смысле комическое — то, что способно вызвать смех[32]. Комический эффект достигается благодаря сближению элементов значений с предельно удаленными ценностными характеристиками, сближению контрастов, отмечал Ю.М. Лотман[33]. Система несоответствий порождает переживание текста как комического. Контраст между декларируемым на словах и происходящим на деле лег в основу ряда сатирических противопоставлений, которые использовались при обличении старообрядчества. На наш взгляд, довольно оригинальный сатирический прием использовал П.И. Мельников в «Пояркове». С одной стороны, противозаконные действия чиновника Пояркова обличаются с помощью противопоставления их миру старообрядческих скитов. В свою очередь, и порядки в скитах обличаются через критическое видение Пояркова. Сатирическое противопоставление строится на столкновении двух взаимообличающих сторон. Мир старообрядчества в рассказе показан утрированно, акцент сделан на одностороннее подчеркивание негативных явлений. Автор «Пояркова» не противопоставляет свою точку зрения на старообрядчество точке зрения героя, бывшего станового. Роль автора состоит в том, чтобы добросовестно зафиксировать рассказанное Поярковым. П.И. Мельников следует жанру дорожных записок, с которого начинал литературную деятельность. Специфика жанра требует документальной достоверности, которая касается и скитской жизни. Таким образом, все, что в рассказе утрировано, доведено до анекдота, приобретает впечатление достоверной художественной картины. Такой эффект получается благодаря жанровой специфике (дорожные записки, в которых предполагается точная фиксация впечатлений и всего увиденного), позиции автора, чье молчание означает согласие с точкой зрения рассказчика, наконец, благодаря выбору главного героя — станового Пояркова, который призван знать старообрядчество не понаслышке. Читатель не имеет оснований ему не доверять. Тем более что Поярков сознательно и совершенно искренне идет на саморазоблачение. Словом, создание иллюзии достоверности является ведущим принципом противостарообрядческой сатиры П.И. Мельникова. Она необходима для формирования у читателя особого отношения к старообрядчеству. Следование этому же принципу отмечается в творчестве других писателей и, в частности, в произведениях Ф.В. Ливанова, которые будут проанализированы далее.
[1] Потебня А.А. Из записок по теории словесности // Потебня А.А. Эстетика и поэтика. М.,1976. С. 333. Курсив А.А. Потебни.
[2] Потебня А.А. Из записок по теории словесности // Потебня А.А. Эстетика и поэтика. М.,1976. С. 333. Курсив А.А. Потебни.
[3] Волков И.Ф. Теория литературы. М., 1995. С. 72. Волков И.Ф. Теория литературы. М., 1995. С. 72.
[4] Потебня А.А. Из записок по теории словесности. С. 342.
[5] Впервые он увидел свет в 3-м номере «Современника» за 1861 г. и входит практически во все современные сборники писателя.
[6] Мельников П.И. Гриша // Мельников П.И. Собр. соч. Т. 1. С. 314.
[7] Мельников П.И. Отчет о современном состоянии раскола в Нижегородской губернии. С. 240.
[8] Там же. С. 238–239.
[9] Мельников П.И. Гриша // Мельников П.И. Собр. соч. Т. 1. С. 313–314.
[10] Мельников П.И. Отчет о современном состоянии раскола в Нижегородской губернии. С. 241.
[11] Мельников П.И. Гриша // Мельников П.И. Собр. соч. Т. 1. С. 289.
[12] Аннинский Л.А. Три еретика. М., 1988. С. 179.
[13] Там же. С. 173.
[14] Там же. С. 179.
[15] Мельников П.И. Гриша // Мельников П.И. Собр. соч. Т. 1. С. 314.
[16] Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М., 1989. С. 59.
[17] Мельников П.И. Отчет о современном состоянии раскола в Нижегородской губернии. С. 259. «И пр., и т. под.» – и прочие, и тому подобные.
[18] Там же. С. 260.
[19] Там же. С. 264–265. Курсив П.И. Мельникова.
[20] Лесков Н.С. С людьми древлего благочестия // Лесков Н.С. Собр. соч.: В 30 т. М., 1996. Т. 3. С. 569.
[21] Герцен А.И. Письма 1860–1864 гг. // Герцен А.И. Собр. соч.: В 30 т. М., 1963. Т. 27. Кн. 1. С. 167.
[22] Лесков Н.С. Народники и расколоведы на службе // Лесков Н.С. Собр. соч.: В 11 т. М., 1958. Т. 11. С. 37.
[23] Литературная летопись // Санкт-Петербургские ведомости. 1861. № 176 (10 авг.). С. 2.
[24] Денисов С. Виноград российский, или Описание пострадавших в России за древле-церковное благочестие. М., 1906. С. 94.
[25] Щапов А.П. Русский раскол старообрядства, рассматриваемый в связи с внутренним состоянием русской церкви и гражданственности в XVII в. и в первой половине XVIII в. Казань, 1859. С. 282.
[26] Григорий (Постринов), архиеп. Истинно древняя и истинно православная Христова Церковь, изложение в отношении к глаголемому старообрядчеству. СПб., 1855. Ч. 2. С. 313–314.
[27] Щапов А.П. Русский раскол старообрядства ... С.249.
[28] Володина В. Творческий путь П.И. Мельникова-Печерского. Дисс. к. ф. н. ... Душанбе, 1965. С. 109.
[29] Дземидок. Б. О комическом. М., 1974. С. 105.
[30] Чернышевский Н.Г. Очерки гоголевского периода русской литературы // Чернышевский Н.Г. Поли. собр. соч.: В 15 т. М., 1947. Т. 3. С.18.
[31] Борев Ю.Б. Комическое, или О том, как смех казнит несовершенство мира, очищает и обновляет человека и утверждает радость бытия. М., 1970. С. 81.
[32] Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н. Николюкина. М., 2001. Стб. 938.
[33] Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Л., 1972. С. 250.
Теги: «Отчет о современном состоянии раскола», праведники, грешники, «Гриша», «Виноград российский», Афанасий Щапов, литературные источники