Епископ Михаил (Семенов). Собрание сочинений: Том 2: Ста­тьи из старообрядческой периодики 19091910 гг. / Архивно-­библиотечный отдел Митрополии Московской и всея Руси РПСЦ; Сост., подгот. текстов к изд., науч. ред., вводн. статья, примеч. В.В. Боченкова; указатели, общ. ред. В.В. Волкова. — Москва; Ржев; Маргарит, 2012. — 544 с., илл.

 

Во второй том собрания сочинений епископа Михаила (Семенова) (1873- 1916), известнейшего старообрядческого писателя, видного представителя «Серебряного века» русской культуры и литературы, включены его статьи и проповеди, опубликованные в журналах «Церковь» и «Старообрядческая мысль» 1909-1910 гг.

Купить в Церковной лавке РПсЦ


 

Предисловие

 

1909—1910 годы были периодом активного сотрудничества епископа Михаила (Семенова) со старообрядческими изданиями журналами «Церковь» и «Старообрядческая мысль». Редкий номер обходился без его статьи. Это притом, что кроме старооб­рядческой периодики он сотрудничал с различными светскими изданиями.

На Освященных Соборах в феврале и августе 1909 г. дважды рассматривалось дело о присоединении епископа Михаила, под­нимался вопрос о его литературной деятельности, и удивительно эти события, без всякого сомнения «стрессовые», как сейчас принято говорить, не вызвали заметных перебоев в писательской работе.

Для епископа Михаила стала традиционной проповедь, при­уроченная к началу гражданского Нового года. Это повод пого­ворить о христианском понимании счастья. «Не усвоена святая истина, — писал епископ Михаил в первом номере журнала «Церковь» за 1909 г., — что счастье внутри нас, что высшее счастье не в том, чтобы получать, а в том, чтобы давать, не в борьбе за свое существование, а в самоотречении, в борьбе за чужое существо­вание. <...> Счастье в том, чтобы постоянно отдавать себя, мно­жить вокруг довольство и радость» («К Новому году»). Из другой статьи, написанной ровно год спустя: «Около вас люди, улица, город; вы не любите этих людей; они вам кажутся иногда почти врагами. Сумейте подойти к ним без вражды и предубеждения, всмотритесь вглубь души, туда, дальше этой внешней оболочки, пакета. В самой грязной душе вы найдете золото. А какое счастье быть “рудоискателем” в этом смысле, вызывать на поверхность спрятанную святыню человеческой души!.. Ищите этого золота, не давайте пропадать ему! Здесь счастье...» («Новый год»).

Сказать, что с 1909 г. епископ Михаил все чаще обращается к проповеди, все чаще публикует их на страницах старообрядческой периодики, будет и верно, и в то же время нет. Границы понятия «проповедь» вообще сложно определить. Оно в старообрядческой периодике использовалось очень редко. Та часть творческого наследия епископа Михаила, которую можно было бы относить к проповедям, в оглавлении журнала «Церковь» размещалась в раз­делах «Богословско-философские статьи» или (реже) «Церковно-общественные статьи». Однако ни богословие, ни философия здесь не выходили на первый план. Во главу угла ставилось, прежде всего, нравственно-этическое содержание. Каждая «проповедь» епископа Михаила — это размышление, это беседа между людьми, стремящимися найти истину. Вся философия епископа Михаила — это попытка решить вопрос, «как жити, чтобы святу быти». Неспроста он, поясняя, к какому событию христианской истории, к какой дате приурочена та или иная статья, использует иногда слово «мысль» (например: «Воздвижение. Мысли на 13 и 14 сен­тября», «Болезнь и смерть. Мысли на 18 и 19 июля», «Мысли на Рождество и на Новый год»). Он как бы делится с читателем своими думами и тем подчеркивает, что стремится не навязывать, а только показать путь, достойный христианина.

Вряд ли только в одном доступном языке, в умении говорить с собеседником на равных, по-дружески, успех нравственно-эти­ческих статей. Епископ Михаил как писал, так и жил сам. Выше приводились его слова о самоотречении, о том, что для счастья «блаженнее давать, нежели получать». Вот как свидетельство­вал старообрядческий публицист Александр Зайцев о епископе Михаиле: «Большую часть времени уделяя писательству, он за­рабатывал огромные деньги — от 4000 до 6000 рублей в год. И никогда они в его кармане не лежали. Весь его гонорар уходил на неимущих, не забывал владыка и своих родственников по плоти. Нередко владыка снимал свои сапоги, калоши и отдавал прося­щим. Свой чемодан на вокзале клал всегда на скамейке, не сдавая в багажную. Очень часто его обворовывали, пользуясь его просто­той»[1]. Епископ Михаил поступал, подражая св. Серапиону Синдониту, которого упоминает в статье «Евангелие приказало».

В 1909-1910 гг. епископ Михаил написал около сорока ста­тей, посвященных нравственно-этической тематике, из них доста­точно известны «Прощеное воскресенье», «Пост», «Со ступеньки на ступеньку, вверх», «Молитва св. Ефрема Сирина», «Человека не имам», «Каждый делай свое дело», «Евангелие приказало», «Урок красоты», «Христианская дружба», «Смысл молитвы за умерших», «Болезнь и смерть» и другие. Некоторые были пере­изданы в 1998 г. в сборнике его избранных статей. В этом списке нельзя не упомянуть, конечно, цикл статей (епископ Михаил называет их письмами или очерками) «Как спастись в миру» (в 1909 г. они вышли отдельной брошюрой в Уральске), и как продол­жение — «Святые имена: мать, жена, дочь», «Господа и слуги». Цикл посвящен вопросам взаимоотношений в семье: муж — жена, жена — свекровь, родители — дети, сюда же относятся и слуги, они тоже члены семьи.

В 1908 г. (и частично в 1909-м) на страницах журнала «Цер­ковь» увидел свет цикл статей «О вере и неверии»; в каком-то смысле его тоже можно назвать проповедническим, однако нравс­твенно-этический акцент здесь не столь выражен. Статьи были направлены против распространяющегося атеизма, и первой зада­чей автора было показать, что вера и наука вовсе не находятся в каком-то противоречии друг с другом, что наука еще не в силах опровергнуть божественное творение мира и человека, что нет, наконец, ничего противоразумного в том, чтобы верить в Бога. Широкое обращение к нравственно-этической тематике после это­го цикла было существенной особенностью творчества епископа Михаила. Она, впрочем, была для него вовсе не нова, просто ранее на первый план вышли другие темы. Кроме статей «О вере и не­верии» нужно указать еще на диспут с синодальным миссионером Ксенофонтом Крючковым в Киеве, стенограмма которого также вошла в первый том сочинений епископа Михаила.

Другая тематическая особенность статей второго тома — обра­щение к проблемам преподавания. «Письма о преподавании За­кона Божия» публиковались в журнале «Церковь» за 1910 г. с перерывами с 4 по 51 номер, а затем при поддержке «Старообряд­ческой мысли» вышли отдельной книгой (под названием «Мето­дика Закона Божия»). Минуло более ста лет со дня ее выхода, но сочинение не утратило актуальности.

Были, конечно, и выступления, вызванные конкретным пово­дом. Критическая статья «Непонятная клевета» стала откликом на выход в 1909 г. первой части книги Н.Ф. Каптерева «Патри­арх Никон и царь Алексей Михайлович». Статья «Великий старо­обрядческий праздник» — отклик на признание господствующей Церковью святости Анны Кашинской. «Был ли Л.Н. Толстой без­божником?», помещенная в последнем номере «Старообрядческой мысли» за 1910 г., — первый отзыв епископа Михаила на смерть великого писателя. Диспут на секции «История религий» в Религиозно-философском собрании в Петербурге побудил епископа Михаила к работе над статьей «Сущность религии вообще и сущ­ность христианства». Здесь, как во многих других статьях, он доказывал, что сущность веры не сводится к исполнению мораль­ных заповедей: сила и сущность религии — в «ощущении около себя Великого Помогающего, Который указывает нам бесконеч­ную возможность движения и дает силу для него. И сила религии Не в законодательстве, не в заповедях какого-нибудь рели­гиозного вождя, а в реальном ощущении невидимого, в реальном соприкосновении с Ним». «Но если суть религии вообще в этом ощущении Бога и в движении вместе с Ним, с Его помощью к высшим целям жизни, то мыслимо ли сузить в моральные заповеди христианство? Нет, христианство как религия есть откровение о бесконечной цели жизни человека. Об обязанности человека двигаться к солнцу до совершенства, по образу Отца совершенна. Завоевать небо, перейти современный тип человека и создать тип нового, обожествленного человека. И в связи с этим, откровение о том, что такое движение для человека возможно потому, что он божественен по своей природе, потому что он усыновлен Богу и всегда рядом с Ним. Христианство открывает возможность пол­ного преображения мира и человека и полной победы над ним». Замечательные слова!

В этот том включено несколько открытых писем епископа Ми­хаила. Все они вызваны были разбором его взглядов на Освящен­ных Соборах. 27 августа 1909 г. соборным решением епископу Михаилу было предписано, что он определяется в ведение Иоанна (Картушина), архиепископа Московского, чтобы под его наблюде­нием в течение трех месяцев через определенного им священника изучить старообрядческое священнослужение, а затем отправить­ся в Канаду. Епископ Михаил этому решению не подчинился. На том же Соборе разбирались некоторые места из статей «О вере и неверии». По воспоминаниям редактора «Старообрядческой мыс­ли» Н.Д. Зенина, его обвинял лично архиепископ Иоанн, причем «нападки эти были так беспочвенны, невежественны и притом на­столько назойливы, что в конце рассуждений соборян на эту тему еп. Михаила довели до такого состояния, что он в ужасе великого отчаяния воскликнул, что он просто не знает, что сказать на эти бессмысленные обвинения. А когда некоторые из более мыслящих соборян стали его успокаивать и просить не принимать это горячо к сердцу, тогда он с пафосом глубокой скорби воскликнул: “Во мне все отмерло! Я не чувствую себя живым. Оторвалось что-то. Душа отболела”. Это были слова такой глубокой скорби и благородного негодования на невежественную дерзость людей, что смысл их трудно передать человеческим языком... Они до сих пор звучат в моем сердце, и забыть их я никак не могу»[2]. Особая комиссия представила Собору доклад о еретических якобы идеях в статьях епископа Михаила. Тем не менее, несмотря на заступничество, на публикацию в «Старообрядческой мысли» «Открытого пись­ма епископам, собравшимся в Москве, и всем старообрядцам», в 1910 г. Освященный Собор, подтверждая запрещение епископу Михаилу за отказ исполнить ранее принятое соборное постановле­ние, определил: «В виду того, что в некоторых сочинениях ныне запрещенного епископа Михаила... есть соблазнительные выражния, и даже проводятся мысли, несогласные с учением святых отец, считаем своим архипастырским долгом предостеречь всех христиан старообрядцев, чтобы они опасались руководствоваться такими его сочинениями, относясь к ним как к сочинениям обык­новенных писателей, не имеющих никакого церковного авторите­та и значения»[3].

Именно в это время епископ Михаил пишет глубоко православ­ные работы «О святом богослужении», «Святая литургия». Они во многом навеяны «Размышлениями о божественной литургии» Н.В. Гоголя, столетие со дня рождения которого отмечалось годом ранее, в 1909-м. Уточнить все аллюзии и прямые параллели еще предстоит исследователям.

Еще одна из ключевых работ епископа Михаила, вошедшая в данный том — «Прошлое и современные задачи старообрядчес­тва». Опубликованная в 1910 г. в «Старообрядческой мысли» (в 1911-м там же последовало продолжение), она была издана отде­льной брошюрой. Но вопросы, поставленные в ней, глобальны. Статья посвящена защите старообрядчества, это своеобразная его апология, однако на события середины и второй половины XVII в. епископ Михаил смотрит по-своему. «Это была борьба, прежде всего за церковный народ, — пишет он, — за права народа в дела­нии церковном против надвигающегося папства и властного, хра­нящего ларец благодати епископства». Господствующая церковь перестала быть Церковью народной и вслед за этим перестала быть Церковью Христовой. На вечере, посвященном памяти епис­копа Михаила, который прошел 2 ноября 2006 г. в старообрядчес­ком Духовном училище, об этом довольно точно сказал С.Г. Вургафт, составитель и издатель первого «постсоветского» сборника избранных статей епископа: «В этой краткой формуле все мысли епископа Михаила о социализме и его надежда на то, что старо­обрядчество сохранило связь Церкви и иерархии с народом. А дальше у него идет очень печальный тезис. Да, старообрядчество сохранило. Но как? Почему Церковь, которая является прямой наследницей Церкви Христовой, а наши епископы — прямыми наследниками апостолов, имея всю полноту доверенной власти Христом, почему наша Церковь настолько несмело относится к жизни, что боится в ней участвовать, творить новую жизнь, раз­вивать церковное учение? Почему мы, если что-то противоречит какой-нибудь букве, написанной в древней книге (даже если это ошибка), почему мы не смеем исправить эту ошибку? Почему Церковь, которая от Господа Бога имеет все полномочия на зем­ле, не смеет исправить опечатку в старопечатной книге? И таких вопросов, которые поставил епископ Михаил, довольно много»[4].

Можно добавить, что они до сих пор не утратили актуальности. Мы надеемся, что выход этого тома будет способствовать поиску ответов на них.

 

 


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Боченков В.В. Предисловие к публикации

 

Статьи из журнала «Церковь» (1909 г.)

 

К новому году

Письма с дороги: Из Константинополя

Прощеное воскресенье

Пост

Со ступеньки на ступеньку, вверх: К 8 марта: Неделя Иоанна Лествичника

Подражание святым: Памяти преподобной Марьи Египетской

Дела свидетельствующие

Молитва св. Ефрема Сирина

Христос воскресе!

Свидетели Воскресения

Человека не имам

Молитва в духе и истине: В неделю о самаряныне

К неделе о слепом

Великий старообрядческий праздник

Каждый делай свое дело: На тему Апостола 28 июня

и к 24 июня на тему проповеди св. Иоанна Крестителя

Разумно ли верить?

Как спастись в миру

Вы стоите пред лицом Господа Бога нашего

Преобразимся: К 6 августа

Бог промышляет о мире: О промысле и чуде

Воздвижение: Мысли на 13 и 14 сентября

Возлюби

Бесы и бесноватые

Христос раждается — славите: Христос с небесе — срящите

 

Статьи из журнала «Церковь» (1910 г.)

 

Новый год

Крещение Господне

Евангелие приказало: К житию св. Иоанна Кущника

Письма о преподавании Закона Божия

Урок красоты: Письмо к женщинам, к житию св. Петра Галатийского

Непонятная клевета

Сущность религии вообще и сущность христианства

Святое Благовещение

Письмо в редакцию журналов «Старообрядческая мысль» и «Церковь»

Христианская дружба

К неделе Ваий

Христос воскресе!

Неверы дети и неверы отцы

Святые имена: Мать, жена, дочь: Дополнительные письма к очеркам «Как жить в семье»

На праздник Вознесения

Смысл молитвы за умерших:и: К Троицкой родительской

Против сектантов, неверующих и суеверов

Господа и слуги: Пропущенное письмо из серии «Как жить в семье»

Болезнь и смерть: Мысли на 18 и 19 июля

О святом богослужении

Святая литургия

Убери врага моего из своей келии

Введение во храм

Святые: Для верующих, неверующих и сектантов

Мысли на Рожество и на Новый год

 

Статьи из журнала «Старообрядческая мысль» (1910 г.)

 

Копеечка Давида Лейзера (К новому году)

Прошлое и современные задачи старообрядчества

Господи... Хочу да прозрю

Красный звон

На день Вознесения

Открытое письмо епископам, собравшимся в Москве, и всем старообрядцам          Воздвижение

Праздники

Он родился

Был ли Л.Н. Толстой безбожником?

 

 

Примечания и комментарии. Указатели

Примечания и комментарии         

Перечень иллюстраций      

Именной указатель

Список сокращений

 

 

 

[1] Зайцев А.В. Святая душа // Старообрядческая мысль. 1916. № 9–10. С. 583.

 

[2] Зенин Н.Д. Кир Михаил, епископ Канадский // СМ. 1916. № 11–12. С. 700.

[3] Постановления Освященных Соборов старообрядческих епископов. М., 1913. С. 120–121. Соборное определение не конкретизировало, в чем имен­но заключаются «соблазнительные выражения» и «несогласие с учением святых отец». Речь шла о последней подаче статьи «Беседы с читателями» (Старообрядческая мысль. 1910. №5. С.278–281; №6. С. 321–325; №7. С. 415–428). В том же году она вышла отдельным изданием в Киеве. И о статье «Кто и зачем испортил христианство?» (Слушай, Земля. 1909. №5. С. 12–14). В обеих статьях еп. Михаил выступал против понимания христианства как религии, полностью Удаленной от решения проблем обустройства общества на христианских за­поведях и принципах социальной справедливости. Утверждение о том, что оно призвано заботиться лишь о небесном, о горнем, отрешившись от реше­ния социальных проблем, он называл подменой сущности христианства.

[4] Стенограмма вечера памяти епископа Михаила, состоявшегося в Духовном училище РПСЦ 2 ноября 2006 г. // Старообрядчество: История, культура, современность. М., 2009. Вып. 13. С. 135–136.