Расширенный комментарий к одной небольшой сноске:
Подпольные старообрядческие типографии в Калужской губернии
П.И. Мельников в романе «На горах» подробно описывает, чем торговал старинщик Герасим Силыч Чубалов: «В его лавке все полки были уставлены книгами и увешаны образами, медными крестами и пучками кожаных лестовок заволжской семеновской работы. Более редкие вещи и древняя утварь церковная и хоромная хранилась в палатке наверху. Там же старинщики обыкновенно держали раскольничьи бумажные венчики, что полагаются на покойников, разрешительные молитвы, что кладутся им в руку во время отпеванья, и вышедшие из одних с ними подпольных типографий “Скитские покаяния”, “Соловецкие челобитные”, буквари и другие книги, в большом количестве расходящиеся между старообрядцами. В палатках держали также рукописные “Цветники”, “Сборники челобитные”, “Ответы” и другие сочиненья, писанные расколоучителями. Все это товар продажный, но заветный... Не всякому старинщик его покажет. До тех пор не покажет, пока не убедится, что от покупателя подвоха не будет. Только избранным, надежным людям, что сору из избы не выносят, у старинщика все открыто. При незнакомых он с самым близким человеком слова напрямки не скажет, а все обиняком, либо по-офенски»[1].
Сноски, сделанные писателем в дилогии, отсылают нас в другую реальность — ту, что лежит уже за рамками художественного произведения. П.И. Мельников подробно поясняет, о чем он пишет, чтобы у читателя сложилось полное представление, в какой мир попал он, читая его книгу. Вот сноска, которая разъясняет, что за книги были в лавке Чубалова: «Скитское покаяние, где есть “чин како самому себе исповедати”, во множестве распространено между раскольниками Спасова согласия — что сами перед Спасовым образом исповедуются. Спасово согласие утверждает, будто Скитское покаяние составлено апостолом Павлом, передано им ученику его Дионисию Ареопагиту, от него дошло до Иоанна Дамаскина, а от него и до раскольников. Старопечатных Скитских покаяний не было. Первые два издания, 1787 и 1789, печатаны в Супрясле, потом тайно печатались в Клинцах под видом почаевских, а теперь печатаются по разным местам, особливо в Гжатском уезде. “Соловецкая челобитная” находится в печатном сборнике, начинающемся “Историей о отцех и страдальцех Соловецких”. Места печатания не означено, но шрифты клинцовские, а фабрикантские знаки в бумаге 1787 и 1789. Есть и позднее, но редко».
Указание о том, где печатаются подпольно старообрядческие книги, подталкивает к отдельному исследованию.
Упоминаемый в сноске Гжатский уезд Смоленской губернии прилегал к Медынскому уезду Калужской губернии, и это были места компактного проживания старообрядцев, имевших между собой тесные связи. Изучение документов о подпольных старообрядческих типографиях Медынского уезда (они напрямую связаны с печатанием книг в соседнем Гжатском уезде), хранящихся в Государственном архиве Калужской области, позволяет полнее представить такую малоизвестную сторону старообрядческой культуры, как книгоиздание.
Роман придется оставить в стороне и от филологических исследований перейти к историческим. А начать придется с событий в древнем старообрядческом городе Боровске.
В середине 1860-х гг. здесь, «близ общественных конюшен», поселился медынский мещанин Иван Матвеевич Шувалов[2]. Родом был он из маленькой деревушки Таракановки Медынского уезда, населенной одними старообрядцами. Лет ему было в ту пору около двадцати пяти. В конце 1867 г. И.М. Шуваловым серьезно заинтересовалась боровская полиция.
Сведения, что в городе существует подпольная старообрядческая типография, имелись у властей давно. Московский оберполицмейстер сообщал секретным письмом калужскому губернатору, что некий житель Боровска по фамилии Воробьев и купец Мешков печатают якобы книги, которые потом «рассылаются по разным местам»[3]. Боровский уездный исправник выяснил, что в доме Воробьева лет пять тому назад действительно была типография, но сейчас она перенесена в какое-то другое место. За домом Воробьева установили наблюдение[4]. Наконец, полиция вышла на И.М. Шувалова.
16 декабря 1869 г. дом, где жил И.М. Шувалов, оцепили солдаты —расквартированной в городе артиллерийской бригады. Им разъяснили, что предстоит обыск, а искать нужно машину для печатания фальшивых денег или книг (кстати, не так ли возникали слухи, что в старообрядческих скитах печатались фальшивые деньги?). Хозяина не оказалось дома. В ходе обыска нашли клей, сухие краски, а во дворе — мешок с книгами, завернутый в рогожу[5]. Когда стали рыть землю в подвале, наткнулись на доски. Решили было их ломать. Но, понимая, что типография обнаружена, жена И.М. Шувалова сама указала вход в подземелье. Он находился на кухне, где нужно было поднять одну доску между лежанкой и стеной: открывался лаз, который вел в землянку. Освещалась типография лампами. Ее площадь составляла 4,5 на 5 аршин (примерно 3 на 3 с половиной метров). В землянке был найден станок, буквы для набора, сухие краски, медные досточки с узорами для украшения книг, смятые бракованные страницы с отпечатанным текстом молитв. Станок пришлось разобрать, чтобы вытащить. Обыск продолжался восемь часов.
На допросах, а позднее на суде И.М. Шувалов оправдывался: книги и даже бракованные листы он-де купил вместе со станком у неизвестного человека в Москве. Типографское дело у него не пошло. «Я думал сам печатать книги, но этого сделать не сумел и станок стоял без действия. Я хотел его продать, но не было покупщиков»[6]. Экспертиза показала, что книги И.М. Шувалова — «обыкновенно раскольнического характера». Следствие проверило широкий круг лиц, подозревавшихся в причастности к делу о типографии. Был проведен обыск в доме боровчанина Анании Воробьева, занимавшегося продажей книг. Полиция застала у него в тот день И.М. Шувалова, который полчаса тому назад ушел с допроса. Но этот обыск и прочие следственные действия не дали результатов...
В октябре 1869 г. суд вынес приговор И.М. Шувалову. К обвинению в содержании тайной типографии прибавили самовольную отлучку из города после подписки о невыезде. И.М. Шувалов оказался перед выбором: либо три месяца тюрьмы, либо 45 ударов розгами. Что он выбрал — неизвестно.
После суда И.М. Шувалов переехал в родную Таракановку. Прошло несколько лет, в полицию поступили сведения, что в некоторых деревнях таракановской округи, возможно, действуют подпольные типографии. Из-за нехватки данных сложно оценить роль И.М. Шувалова как одного из зачинателей старообрядческого книгопроизводства в Калужской губернии и Медынском уезде. Однако его имя в 1870-е гг. в полицейских донесениях прямо связывается с нелегальным типографским делом. Но причастность к нему полиция так и не доказала, и к суду И.М. Шувалов не привлекался.
В октябре 1875 г. И.М. Шувалов переехал в Медынь, открыл при доме лавку, где торговал молоком и овощами. Других сведений о нем выявить не удалось. Можно добавить, что в 1910-х гг. в совет медынской старообрядческой общины входили братья Алексей и Афанасий Ивановичи Шуваловы — вероятно, его сыновья[7].
В первой половине 1870-х гг. оберпрокурор Синода получил сведения, что старообрядцы в большом количестве печатают книги, необходимые при богослужении и для духовного чтения. Из списка, полученного в 1874 г. из МВД калужским губернатором, видно, какая именно духовная литература пользовалась спросом среди старообрядцев. Там значатся Псалтырь, Видение св. Григория, Святцы, Канонники, Скитское покаяние, упоминаемое среди книг в лавке мельниковского старинщика Чубалова, творения Иоанна Златоуста, жития Иоанна Богослова, Андрея Цареградского, Общая Минея. «На всех этих книгах в конце значится, что они перепечатаны с подлинников времен патриарха Иосифа в Почаевской типографии, но по рассмотрении двух из них, Святцев и Чиновника, действительный тайный советник граф Толстой пришел к заключению, что они не труды Почаевской типографии, а изделие какой-то подпольной печати, в которой нет ни знающих мастеров, ни порядочного корректора, ни даже приличного шрифта. Бумага взята грубая... но печать прямо бросается в глаза: слова и буквы красного цвета стоят то выше, то ниже черных и наоборот; во многих местах тексты молитв перепутаны и искажены, листы подклеены, оглавление выбрано неверно»[8]. Вряд ли такую книгу кто-то купил бы, — вероятно, граф Толстой рассматривал бракованный или пробный экземпляр. По сведениям Синода, книги печатали в Медынском уезде Калужской губернии, в частности, в Таракановке.
Чиновник особых поручений, проводивший расследование по этому письму, заключил: «Печатание книг духовного содержания в Медынском уезде раскольниками не производится, и никаких подпольных печатней в уезде не существует, в чем я лично секретным путем на месте убедился»[9]. Видно, не доставало ему хватки и чутья П.И. Мельникова. Спустя всего лишь несколько дней как чиновник подал губернатору свой рапорт, медынский уездный исправник задержал в Таракановке двух крестьян с возом больших листов бумаги, «свежеотпечатанной церковными буквами». То были «Притчи Евангельские», «Описание жития Прекрасного Иосифа», «Описание страстей Господних», «Поучение о покаянии», «Толкование о Втором пришествии», «Пророческие речения» и ряд других текстов. Один из крестьян, Митрофан Иванов, был из Таракановки, другой жил в деревне Носово Верейского уезда. Оба объясняли, что воз им достался от неизвестных торговцев «с тем, чтобы доставить этот товар в город Можайск»[10].
В январе 1875 г. калужские власти получают секретное письмо из министерства внутренних дел. «В настоящее время действительный тайный советник граф Толстой... уведомляет, что по дошедшим до попечителей московской единоверческой типографии купцов Рыжкова, Чимарсова и Ленивова слухам, крестьянин Медынского уезда деревни Таракановой Иван Матвеев (Шувалов — В.Б.) содержит тайную типографию для печатания раскольнических книг»[11]. Интересовались И.М. Шуваловым и раньше. Он, якобы, продал печатный станок в Мосоловку — старообрядческую деревню в Смоленской губернии. Потом, «по народной молве», станок вернулся назад, но обнаружить его тогда не удалось.
Полиция провела расследование. Выяснили, что сам И.М. Шувалов типографию не содержит, но часто бывает в Мосоловке, где якобы помогает печатать книги, организовывает их сбыт в Москве. Тем же самым занимается уже упоминавшийся Митрофан Иванов. В нелегальном производстве книг подозревались братья Тимофеевы из пустоши Сосово Гжатского уезда Смоленской губернии и некто Алексей Иванов из Мосоловки, которого в документах называют и зажиточным крестьянином, и старообрядческим священником.
В 1879 г. полиция опять обратила внимание на Таракановку. Поступили сведения, что здесь, в доме крестьянина Тимофея Клычкова, действует типография, принадлежащая... социалистам. Поводом к расследованию послужили анонимные письма в Третье отделение Его Императорского Величества канцелярии и прокурору Калужского окружного суда. Обыск у Клычкова ничего не дал[12].
Благодаря «исключительно энергичным» действиям медынского уездного исправника Журавлева, анонимщик был выявлен. Им оказался крестьянин деревни Семеновской (располагается в двух верстах от Таракановки) Петр Петров. Занимался он тем, что писал прошения и приговоры в волостном суде. Почерк одного из таких приговоров совпал с почерком анонимки, что потом подтвердила экспертиза.
Поиски типографии продолжались. Спустя несколько месяцев в деревне Басманово Гжатского уезда Смоленской губернии полиция арестовала нескольких крестьян, причастных к печатанию книг, изъяла станок и принадлежности к нему. Арестованные были из Мосоловки[13]. Подробную информацию об этой типографии — первой, которую после стольких усилий удалось рассекретить, следует искать в Государственном архиве Смоленской области.
В рапорте медынского уездного исправника калужскому губернатору по поводу дела о типографии в Басманове есть любопытные сведения о крестьянине Игнате Михайлове, который был родом из Медынского уезда и постоянно жил в Мосоловке при местной моленной. Его подозревали в соучастии, но аресту не подвергли. «Михайлов человек уже старый и принадлежит с давнего времени к расколу, пользуется общим к нему расположением и уважением; за свои подвиги по вере произведен даже в монашество и именуется в среде раскольников иноком Ипатием. Игнатий дает многим советы и старается предсказывать будущее; на днях к нему пришли две крестьянские женщины и одна из них, желая узнать будущее, вступила в разговор, начиная так: “Вот, батюшка, отец Ипатий, все нашего царя-то стараются убить, что же тогда будет, когда его не будет?” На это Ипатий ответил: “На Руси православной есть старообрядческий монастырь София, там под престолом находятся мощи Михаила Архангела, и вот, когда Государя убьют, то на место его Бог пошлет царем Михаила Архангела. Тут поднимется большое пьянство, и Михаил Архангел откажется от управления делами, и тогда будет Конец Света и явится Антихрист”»[14]. Дочь одной из женщин донесла о разговоре священнику господствующей церкви, подчиненной Синоду, тот сообщил обо всем в полицию. Женщины отказались пересказать свой разговор становому приставу. Возможно, какие-то детали в письме исправника искажены, ведь разговор передавался по длинной цепочке людей: дочь — священник — смоленская полиция — медынский уездный исправник. Но дело не в частностях. Разговор наглядно показывает, как тесно, нераздельно связаны в религиозном сознании старообрядца царская власть и будущее России. Разрыв этой связи грозит катастрофой для страны. Убийством царя ознаменуется приход антихриста.
Интересно, что похожую легенду записал в начале XX в. М.М. Пришвин, путешествовавший по старообрядческим местам. Он привел ее в повести «У стен града невидимого». Идет разговор о приходе антихриста.
«— Родится от седьмой девицы Наталии, во Франции, — со спокойной уверенностью поправляет бородатая. — И сверху будет лиса ясница, а внутри — волк хищный, руки железные и в перстнях. И будет милостив. И два пророка ложных, Гог и Магог, святителев сан примут и мертвых воскрешать будут, вдов и сирот любить будут, не взяточники; что Господь любит, то и они; табаку не курят, вина не пьют, все знают: души и помыслы от востока до запада. И на последние дни вытребует царя, обоймет его и пойдут во святые ворота... И тут ему и конец...
— Кому, кому? — шепчут вокруг меня.
— Кому? — спрашиваю я старуху.
— Царю. Он его хоботом убьет.
— Извините за позволение, хвостом, — почтительно разъясняет мне кто-то.
Тогда все веры соединятся, и тогда на три дня и на три ночи в церкви запрутся, и будет слышен голос с неба: “Подите, возлюбленные, в Константинополь, в Софийский собор, там мой первый царь, Михаил, воскреснет”.
Придут верные в Константинополь и поведут Михаила на царство. Три месяца процарствует в Питенбурге, потом пойдет в поле, рученьки подымет к небеси: “Не могу, — скажет, — с безобразниками царствовать”. И тогда присягнут Аввадону, и будет царствовать тысяча двести шестьдесят ден. И придет в Питенбург, и сядет на царство и даст печать с цифрой шестьсот шестьдесят шесть. [...] Ангелы возьмут Аввадона под руки и поведут на царство, на край земли, и тут он всякую ересь выблюнет, — всех щепотников и никониан.
И тут небесная сила двигнется. Громов сын испугается»[15].
Конечно, нет достаточных оснований утверждать, что «предсказание» инока Ипатия широко разошлось, обросло новыми деталями, и именно его услышал М.М. Пришвин уже в другом пересказе. Скорее всего, инок рассказал уже распространившуюся среди старообрядцев эсхатологическую легенду и ничего не пытался предсказать или выдумать от себя.
Причастность инока Ипатия к печатанию книг не подтвердилась. По сведениям Смоленского жандармского управления, он занимался лишь чтением Псалтыря по умершим, чем и жил, влияния на мосоловских старообрядцев не имел. И, тем не менее, этого семидесятилетнего старика по предписанию калужского губернатора выдворили из Мосоловки в его родную деревню Станки Медынского уезда, установив за ним негласный надзор[16]. Старик, по-видимому, до конца жизни не смог догадаться, почему с ним так поступили. Ведь расследование было секретным и вряд ли с пожилым иноком, который ни о каких типографиях не ведал, церемонились, объясняя причины выдворения...
Итак, в 1870-е гг., когда писалась дилогия, на территории Калужской губернии, в отличие от Смоленской, не было раскрыто ни одной типографии, хотя слухи о них не прекращались.
В 1881 г. гжатский уездный исправник вышел на нелегальную типографию в деревне Солопы Медынского уезда. Здесь, в овчарне, был обнаружен станок и пять тюков с книгами. Они принадлежали медынскому мещанину Мартину Рогачеву и крестьянину из Мосоловки Иосифу Волкову. Рогачев предлагал уряднику 50 рублей «за сокрытие дела», потом 100 и, наконец, «сколько он хочет». Страж закона, что делает ему честь, оказался неподкупным[17]. В результате по приговору Калужского окружного суда Рогачев заплатил в государственную казну 75 рублей штрафа. С Иосифа Волкова взыскали сто рублей и подвергли на пять недель аресту[18]. Печатание книг в Солопах не производилось, станок был только-только привезен, не хватало каких-то деталей к нему. Так утверждали арестованные, и в их словах, разумеется, можно усомниться, ибо продиктованы они тактикой защиты. Откуда у них оказался станок, сведений нет.
В 1885 г. полиция, наконец, рассекретила типографию в Таракановке. В избе уже упоминавшегося Тимофея Клычкова, в чулане и под полом, в сарае, становой пристав отыскал 20 фунтов новых литер, несколько старообрядческих книг, банки с краской. Когда в сарае переворошили сено, обнаружили девять кип писчей бумаги весом в 20 пудов (320 килограммов). При дознании удалось выяснить, что Тимофей Клычков поставляет книги московскому купцу С.Т. Большакову, «торгующему книгами и образами на площади у Ильинских ворот»[19]. Тимофей Клычков придумал несколько наивных оправданий: литеры нужны ему как свинец в слесарном ремесле, краска — подновить экипаж, бумага — для оклейки. Экспертиза подтвердила типографское назначение бумаги[20]. Месяца через три полиция повторила обыск на усадьбе Тимофея Клычкова, был найден ящик с разобранным стан ком, узоры для церковных книг, формы для литер, бывшие, судя по следам, в употреблении. Затем на улице, между сараями крестьян Митрофана Иванова, уже знакомого нам, и его брата Владимира Ива нова (в ту пору в Таракановке жил старообрядческий священник с таким именем и фамилией, возможно, это одно и то же лицо), нашли детали типографского станка. В декабре 1885 года Калужский окружной суд приговорил Митрофана Иванова к аресту при полиции, а Тимофея Клычкова — к тюремному заключению[21]. Как свидетельствует книга Медынского уездного полицейского управления о содержащихся в местном тюремном замке арестантах, Тимофей Клычков провел в его стенах два месяца, с 11 мая по 11 июля 1886 г.[22] Его последующая судьба не прослеживается, но известно, что Клычков, как и Митрофан Иванов, принимал в последующие годы активное участие в жизни таракановской старообрядческой общины, ходатайствовал о распечатании местной моленной, закрытой властями.
Последняя из рассекреченных старообрядческих типографий была обнаружена в Калужской губернии в деревне Филатово, в нескольких верстах от Таракановки. Она находилась у местного крестьянина Пантелея Степанова. Во дворе под омшаником — утепленным сараем, где зимуют пчелиные ульи, — он устроил «подземную комнату», где, возможно, успел напечатать какое-то количество книг. Калужский окружной суд приговорил Пантелея Степанова к штрафу в 50 рублей. Степанову оказался не под силу такой откуп. Тогда ему заменили денежное взыскание на три недели ареста при полиции[23].
Документы не сохранили сведений о тиражах печатавшихся в губернии книг. Известно лишь, что из старообрядческих деревень и сел их вывозили возами. Так, в одном из рапортов чиновника особых поручений при калужском губернаторе указано, что в гжатской деревне Мосоловке владельцем типографии является местный старообрядческий священник Алексей Иванов, который «целый воз книг отправил раскольникам в уезды: Верейский, Можайский и Боровский, — и часть в деревню Таракановку»[24].
Все типографии, выявленные в 1880-х гг. на территории Калужской губернии, находились в Медынском уезде, в том его районе, который примыкал к Гжатскому уезду Смоленской губернии. Часть Медынского и Гжатского уездов представляла собою, таким образом, особый «типографский» регион — центр старообрядческого книгопечатания, несмотря на административно-территориальные границы, разделявшие две губернии. Типографское оборудование переходило из рук в руки. Книгопроизводители имели каналы сбыта в разных городах, селах, деревнях. Импульсом к развитию книгопроизводства служило бурное становление старообрядческих приходов во второй половине XIX в., связанное с восстановлением церковной иерархии, появлением старообрядческого духовенства.
Установить точное число нелегальных старообрядческих типографий не представляется возможным, ведь до нас дошли сведения только о раскрытых типографиях. Это судебные и следственные дела, межведомственная переписка. Сведения и слухи о нелегальном производстве книг нередко заставляли полицию пускаться на розыски, однако часто они не подтверждались.
[1] Мельников П.И. На Горах // Собр. соч. Т. 6. С. 39–40.
[2] ГАКО (Государственный архив калужской обл.). Ф. 6. Оп. 3. Ед. хр. 169. Л. 1 об.
[3] ГАКО. Ф. 32. Оп. 1. Ед. хр. 487. Л. 5.
[4] Там же. Л. 3–3 об.
[5] ГАКО. Ф. 6. Оп. 3. Ед. хр. 169. Л. 3–4.
[6] Там же. Л. 28 об.
[7] ГАКО. Ф. 62. Оп. 19. Ед. хр. 2290. Л. 13, 44.
[8] ГАКО. Ф. 32. Оп. 15. Ед. хр. 114. Л. 1–2.
[9] Там же. Л. 3.
[10] Там же. Л. 8–8 об.
[11] Там же. Л. 17.
[12] ГАКО. Ф. 62. Оп. 13. Ед. хр. 3243. Л. 25–25 об.
[13] Там же. Л. 36–36 об.
[14] Там же. Л. 30 об.
[15] Пришвин М.М. У стен града невидимого // Пришвин М.М. Собр. соч.: В 8 т. М., 1982. Т. 1. С. 401–402.
[16] ГАКО. Ф. 62. Оп. 13. Ед. хр. 3243. Л. 44.
[17] ГАКО. Ф. 56. Оп. 2. Ед. хр. 128. Л. 1–1 об.
[18] Там же. Л. 15, 21, 25.
[19] ГАКО. Ф. 32. Оп. 13. Ед. хр. 4492. Л. 1.
[20] Там же. Л. 6 об.
[21] Там же. Л. 19.
[22] ГАКО. Ф. 790. Оп. 1. Ед. хр. 346. Л. 37 об.
[23] ГАКО. Ф. 32. Оп. 13. Ед. хр. 4602. Л. 1, 14.
[24] ГАКО. Ф. 32. Оп. 15. Ед. хр. 114. Л. 3 об.
Теги: книгоиздание, старообрядческие типографии, старообрядческие библиотеки, Михаил Пришвин